Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Начало сайта

Пляхин Алексей



Пляхин Алексей Михайлович
(3.10.1918 – 16.11.2006)

Автобиография

  Родился я в селе Кабаково Лебяжьевского района в октябре 1918 года в бедной крестьянской семье. После начальной школы учился в молочном техникуме с. Чаши - сначала в подготовительной группе, а затем был принят на основной курс. Защитить диплом помешала война с белофиннами: был призван в  ряды Красной Армии. На эту войну попасть не успел, а в Великой Отечественной участвовал с июля 1941 года. После выхода из окружения учился в самоходном артиллерийском полку, а затем - в качестве механика-водителя самоходного орудия СУ-76 - снова на фронте до окончания войны.
  После увольнения в запас вернулся на родину, работал редактором районного радиовещания в селе Белозерском, учителем, в районной газете литсотрудником, ответсекретарем районной газеты, редактором.
  Некоторое время был художественным руководителем районного Дома культуры, заведующим районного отдела культуры.
  С 1959 года и до ухода на пенсию в октябре 1978 года работал с небольшими перерывами (зам. начальника областного агентства Союзпечати, корреспондентом областного радио) в Курганской областной газете «Советское Зауралье».
  В 1947 году вступил в члены КПСС.
  В 1955 году заочно окончил Литературный институт им. Горького в Москве.

  28./III.- 79 г.

  Из книги Ивана Ягана «Многоликая и самобытная»: «Свое первое стихотворение Алексей Пляхин опубликовал в 1941 году в армейской газете «Красный боец». После войны неоднократно печатался на страницах местных и центральных газет. Его стихи и поэмы - это раздумья о войне о войне и судьбах фронтовиков, полны любви к землякам и родной природе. Через судьбы и характеры своих героев поэт ведет читателя к осмыслению того, ради чего на земле живет человек.
   Алексей Михайлович Пляхин - лауреат премии губернатора Курганской области в номинации «литература и искусство».

Список изданного



  Зауралье мое. Курган, 1960










  На тополином берегу. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1973









  Перелесковый простор. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1978











  Сердцу близкое. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1982











  На войне и дома. Москва, изд. «Современник», 1986











  Верность. Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1987











  Исповедь. Курган, 1991










  Незабываемое. Курган, 1993










  А в душе – непокой… Куртамыш, 2003



















СЕРДЦУ БЛИЗКОЕ
(творческая характеристика на поэта
Алексея Михайловича Пляхина)

  Сборники стихов Алексея Пляхина у меня всегда под рукой. Может, половину стихотворений и поэм знаю наизусть, хотя специально не заучивал. Многое из написанного А. Пляхиным читал в рукописях. Нередко приходится выступать с ним в различных аудиториях, в который раз слушать одно и то же в авторском исполнении. И каждый раз кажется, что слушаю его впервые, всегда испытываю как бы первородное волнение. В чем же секрет такого непреходящего обаяния поэзии Алексея Пляхина? На этот вопрос не так-то просто ответить. С годами пришел к твердому выводу: творчество Алексея Пляхина нельзя рассматривать в отрыве от личности поэта, его человеческой судьбы. Между ними не существует ни малейшего водораздела, разрыва.
  Проба пера Алексея Пляхина началась еще до войны. Писал в войну. С годами накапливался опыт жизни, росло и совершенствовалось мастерство. Но как в ранних, так и в поздних стихах главная суть не менялась: и в лирике, и в стихах гражданского содержания и тона, и в юморе он остается предельно искренним и распахнутым. Перечитывая циклы, сборники стихов и поэм А. Пляхина, замечаешь завидное постоянство его отношения к жизни, незыблемость нравственных принципов. В его творческой биографии были поиски и раздумья перед новым этапом в работе, но никогда не было периода, когда бы он занимался формальным экспериментированием в угоду модным веяниям или конъюнктурным соображениям.
  Чего греха таить, мы являемся свидетелями того, когда в современной поэзии, как и на эстраде, иные пытаются нехватку таланта и духовную скудность заменить внешними атрибутами: изобретают несвойственный русскому языку, русской поэтике словесные словообразования, строфические конструкции, исполняют песни и вниз головой, и на одной ноге, взбрыкивая другой выше собственной головы и микрофонной стойки. Отними у такого певца микрофон, и он вмиг окажется рыбой на песке. Сколько было их, поэтических бабочек-однодневок, пестро промелькнувших на горизонте и бесследно канувших в небыль.
  Следуя лучшим традициям русской и советской поэзии, А. М. Пляхин считал и считает: лучший способ ходить по земле - тот, которым пользуется подавляющее большинство человечества. Не только для себя считает, но и в стихах смело срывает маски и бутафорские покровы с тех, кто на самом деле оказываются «голыми королями». В стихотворении «Кому живется труднее?» с неприкрытой иронией поэт как-то написал:

          ...И вот он хрипит
          В микрофонную грушу,
          Пытаясь натуженною
          Электроложью
          Внушить, что имеет он
          Искорку божью.
          Гораздо труднее
          Живется поэту –
          В руках у него
          Усилителей нету.


  Сам плоть от плоти народа, поэт питает свое творчество из народных истоков. Все достойное в современной поэзии он воспринимает всецело, безоглядно, но жестоко непримирим к неестественному, фальшивому не только в литературе, но и в жизни вообще. Непримирим по-бойцовски, по-солдатски. Ему чужды рутина и ретроградство. Он всегда и во всем искренен. Искренне можно ошибаться. Но глубокое знание жизни, каждодневное осязание ее пульса позволяют поэту безошибочно держаться верного и надежного фарватера. Перечитайте его сборники «Зауралье мое», «На тополином берегу», «Перелесковый простор», «Сердцу близкое», и вы увидите, какими тревогами и думами жил и живет поэт, о чем его печаль и что его радует, какие принципы исповедует. Это нескончаемый бой за чистоту человеческой души, ее красоту. Это желание бывшего солдата-фронтовика видеть счастливым все сущее на земле.
  Невозможно сделать полный и детальный обзор созданного А. Пляхиным за многие годы. Но сегодня нельзя обойти одну из главных тем его творчества - тему войны и мира, тему исполненного солдатского долга. Она им выстрадана лично. Он знает высокую цену Победы и потому так ревностно и пристально присматривается к жизни, поступкам тех, кто нынче пожинает ее плоды, взращенные на неисчислимых тяготах и страданиях, на невосполнимых утратах.
  Есть в книге А. Пляхина «Сердцу близкое» раздел «Да, так велик он, памяти запас» и поэма «Возле чужого счастья». Не ошибусь, если скажу, что и стихи, и поэма составляют наиболее весомую часть из всего написанного поэтом. Здесь с наибольшей силой, наиболее рельефно и зримо проявились грани его таланта, все его слагаемые: и обнаженность нежного сердца, и мудрость опыта, и умение найти единственно точное слово и образ, и суд беспокойной памяти.

          Сегодня мы, участники войны,
          Везде и всюду, как на пьедестале,
          Таким вниманием мы окружены,
          Что от внимания этого устали.
          ...Мы по России-матушке по всей,
          Как снег, белеем и, как он же, таем.
          Быть может, завтра книги да музей
          Расскажут юношам о были грозных дней,
          Которую мы лучше книжек знаем.
          Да, так велик он, памяти запас,
          Что весь в строку вовек не воплотится.
          Поэтому - рассматривайте нас
          И слушайте.
          Вам это пригодится!


  В стихах названного цикла - вся боевая биография поэта. С последнего курса Чашинского молочного (какая мирная профессия ждала юношу!) техникума Алексей Пляхин ушел в армию в феврале сорокового. В Свердловске учился на курсах командиров танков. В районе города Ельца во время больших военных учений застала его весть о войне. И горечь отступления, и гибель безоружных людей, и угроза окружения - все оставило неизгладимые зарубки на сердце. Потом - дорога на запад, дорога не скатертью, а с боями, с гибелью друзей. Механик-водитель самоходной артиллерийской установки старшина Алексей Пляхин форсировал Буг, Вислу, Одер, освобождал Люблин, Варшаву и другие города. На Эльбе встречался с американскими солдатами. А в поверженном Берлине на стене рейхстага начертал свою победную надпись: «Чаши-Берлин!»

          Не позабыть, как в страшную годину
          Мы после боя никли оттого,
          Что убыл полк опять наполовину,
          А раненых опять - ни одного.
          И снова - бой.
          И снова - та же сводка.
          А я судьбой помилован опять.
          От ран меня спасала самоходка.
          А что спасло от смерти - не понять?!


  Это, так сказать, поэтическая констатация факта. И, наверное, поэт ради этого не стал бы браться за перо. Его душу жжет и мучает другое:

          Прошел войну и назван ветераном,
          И грудь узка для боевых наград.
          А вот по-настоящему не ранен...
          Но разве я, ребята, виноват?!


  В этом и есть поэтическая, человеческая суть. Незаживающие раны памяти, может быть, больней многих других.
  Поистине хрестоматийным можно назвать стихотворение А. Пляхина «В том Берлине». Эпиграфом к нему автор взял сообщение из газет: «В Западном Берлине при ремонте здания бывшего рейхстага снят купол, над которым в 1945 году был водружен стяг Победы». Хотелось бы полностью процитировать эти стихи, но вот хоть три последних четверостишия:

          ... Не видно росписи настенной -
          Затерты наши письмена.
          И ждет рейхстаг, немой, надменный,
          Что повторятся времена.
          И не маячит над рейхстагом
          Крутого купола каркас,
          Чтоб на него с победным стягом
          Россия вновь не поднялась.
          Но мы, сыны, отцы и деды,
          Коли нужда возникнет втом,
          Куда поставить стяг Победы,
          И кроме купола найдем!


  Нет, это не угроза. Это суровое напоминание тем, кто забывает уроки войны. Об этом напоминает солдат Великой Отечественной, поэт из зауральского города Кургана Алексей Михайлович Пляхин.
Иван Яган

     ОПЯТЬ НЕ СПИТСЯ

Бой прогремел. Но хмуро на душе.
Заходит сердце горечью знакомой.
Опять не спится. Душно в блиндаже.
И мышь возню заводит под соломой.

Уснуть нельзя. Покоя не даёт
Раздумий рой. Идет четвертый год!
Четвертый год несут нас эти ноги
Тропой, болотом, снегом, лесом, вброд,
Сквозь непогоди злые и тревоги.

На фронт мы нашу юность принесли,
Но стали в двадцать пять немолодыми.
И счастье, что до этих дней смогли
Натрыжно докарабкаться живыми.

И быть ещё - надолго ли! - в живых,
Тоскующих по радости и ласке...
Но не вместить в убогий этот стих
Живое море горечей солдатских.

И хватит! Глупо это ворошить.
А друг мой спит.
Счастливых снов, союзник!
А мышь снопом соломенным шуршит
Да по небу стрекочет «кукурузник».

1944г.

     УБЫЛ ПОЛК

Прошел войну и назван ветераном,
И грудь узка для боевых наград.
А вот по-настоящему не ранен...
Но разве я, ребята, виноват?!

Завидовал порою пехотинцам:
Солдата в самоходном артполку
Фриц угощал отнюдь не тем гостинцем,
Какой он слал пехотному стрелку...

Не позабыть, как в страшную годину
Мы после боя никли оттого,
Что убыл полк опять наполовину.
А раненые есть? Ни одного.

И снова - бой. И снова - та же сводка.
А я судьбой помилован опять.
От ран меня спасала самоходка.
А что спасло от смерти - не понять.

     ПУШКИНСКИЙ ТОМИК

Г. Г. Лагунову

В блиндаже, вблизи передовой,
Пред лампадкой гильзовой настенной
Бережно из сумки полевой
Достаю я томик драгоценный.

В нем - родной, знакомый с детских лет
Мальчика курчавого портрет
И стихи, знакомые до боли...
Помнится над Вислою рассвет,
Холодок по коже перед боем.

Ты стоишь у танковой брони,
Под пилоткой - белый круг повязки,
Говоря: «В знак дружбы сохрани», -
Подаёшь мне пушкинские сказки.

Как хранил я томик, как берег!
Смело шел в сражение любое,
Словно знал, что враг меня не мог
Ни убить, ни вывести из боя,

Потому что был со мною он,
Всем своим врагам назло живущий,
Будто я от смерти заслонен
Был его бессмертием всемогущим.

Он ли был, поэт, тому виной, -
Я не знаю. И не в этом дело.
Важен факт: покончил я с войной,
А она со мною - не сумела!

     Книги

Президент РФ
Министерство культуры РФ
Правительство Курганской области
Портал «Культура. Гранты России»-общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства
Официальный аккаунт Управления культуры Курганской области в Одноклассниках
Единый портал популяризации культурного наследия «Культура.РФ»
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Обелиски нашей памяти
Зауралье-ONLINE
Лица Зауралья
Народы Зауралья
Книга Памяти Зауралья
Русская мечта (Курганская область зовет!)
Город среда
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

В начало страницы      
Главная | Контакты | Об Управлении | Добровольчество | Отрасль | Документы | Интернет приемная | Кадровая политика | НОК | Открытые данные | Писатели Зауралья | Национальные проекты | Охрана труда | Профилактика безнадзорности | Модельные проекты | Туризм | Поиск
Главный редактор Речкалова Н.В., техническая поддержка: Департамент информационных технологий и цифрового развития Курганской области
©2024 www.kultura.kurganobl.ru, обновлено 27.04.2024 15:29