Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Начало сайта

Коробейников Иван



Коробейников Иван Терентьевич
(15.04.1908 – 2.03.1975)

АВТОБИОГРАФИЯ


  Родился я 15 апреля 1908 года в с. Острова, Кислянской волости, Челябинского уезда, Оренбургской губернии (ныне Юргамышский район Курганской области).
  Отец, осиротевший в раннем детстве, воспитывался в земском ремесленном училище, знал ремёсла: столярное, переплетное и сапожное. Всю жизнь занимался последним, как самым необходимым в условиях деревни. В земельное общество принят не был и до Октябрьской революции ходил в «разночинцах».
  Родился у матери тринадцатым, всего же нас было 14. за отца она выходила на четырех детей, сама имея от первого мужа тоже четыре. Одно время семья достигала 15 человек, воспитали 13.
  Осенью 1916 года я пошел в первый класс Островской трехклассной церковно-приходской школы. Читать умел с 5 лет. Отец был заядлый книгочей; при всяком удобном случае сам приобретал книги, а кроме того иногда ему давали на переплет книги школа и местная интеллигенция: учительница, священник и целовальник (владелец трактира – сост.). Таким образом, в чтении недостатка не было, но зато наряду с книгами Пушкина, Гоголя и Горького попадали и «Жития святых».
  В школе интересе к книге возрос. Здесь я узнал, что книги пишут люди, и более того – один из таких людей жив: Максим Горький. Об этом рассказывала нам молодая учительница из «беженок» от первой империалистической войны Татьяна Филипповна Дубинко (позднее она вышла замуж за моего брата, стала Коробейникова и ныне живет в Кургане). Она же организовала выпуск ученического рукописного литературно-художественного журнала. В нем-то и помещались мои первые опусы.
  В 1919 году я окончил начальную школу. Через год поступил в 4-й класс Кислянской народной школы. В 1921 голодный год оставил ее.
  Весной 1922 года меня принял частным порядком помощником –переплетчиком секретарь Островского сельского совета Каргай… (окончание фамилии не читается – сост.) Ив. Евг. за пуд ржаной муки в месяц. Летом я занимался тем, что в дни загула своего патрона «крестил», «венчал» и «отпевал» островских граждан (загсовские дела тогда, как и теперь, были в ведении с/совета).
  А осенью 1922 года меня забрал к себе старший брат Михаил, работавший в то время в торговой сети на ст. Исилькуль Омской области. Там я поступил в 6-й класс (по ошибке сел в шестой да так и остался) Исилькульской девятилетки. Проучился два года, а в 1924 Г. осенью перевелся в Челябинскую центральную девятилетку, переехав на житье ко второму брату Николаю, служившему сверхсрочную в рядах Красной Армии.
  Здесь снова уже в старших классах принимал участие в рукописном журнале под руководством большого любителя литературы Павла Михайловича Крылова. Школу окончил в 1926 году.
  Встал на учет Челябинской биржи труда в порядке второй тысячи. Время шло, работы не было, и я прирабатывал тем, что для Челябинского окрпотребсоюза (окружного потребительского союза – сост.) иллюстрировал стенную газету, рисовал на стекле диапозитивы для световой газет, к праздничным дням писал лозунги. В это же время был напечатан мой первый рассказ «Матя-охотник» в Уральской областной (Свердловск) комсомольской газете «На смену». Позднее там же печатались мои другие рассказы и стихи. Зимой поступил на частные счетно-бухгалтерские курсы, открытые бухгалтером промышленного отдела Челябинского окрисполкома (окружного исполнительного комитета – сост.) Широжуховым. Окончил я курсы успешно, и Широжухов, приняв в моей судьбе горячее участие, весной 1927 года сделал на биржу труда персональный запрос и устроил в промышленный отдел на должность младшего счетовода.
  Проработал я четыре месяца. 25 августа я заболел, обнаружили признаки туберкулеза легких и после 4-х месяцев лечения перевели на инвалидность по первой группе.
  Всю зиму 1927-28 годов я пролежал в Челябинске в квартире брата. Весной меня в безнадежном состоянии привезли в Острова в дом родителей.
Здесь я медленно, но стал поправляться. Стал участвовать в сельской художественной самодеятельности, писать. Большие события в это время совершались на селе, и я, конечно, не мог оставаться в стороне. Я взялся за повесть о коллективизации.
  В 1934 году рукопись повести я отослал в Московское издательство художественной литературы. Повесть была одобрена, но над ней было еще необходимо поработать, и издательство, заключив со мной договор, выдало мне на этот предмет аванс. Воодушевленный, я принялся за работу сначала дома, а затем под руководством редактора, писателя Бориса Губера в доме отдыха и творчества им. Серафимовича (ныне Малеевка).
  Повесть «Застоинцы» была закончена и вышла в Москве в 1935 году. В это время я уже работал избачем Островской избы-читальни (прообраз будущих библиотек и клубов – сост.). Издательство меня рекомендовало к поступлению в Литературный институт имени Горького. Я подал заявление и был зачислен на заочное отделение. Однако, закончить институт мне не пришлось. На одной из сессий летом 1936 года у меня открылось кровотечение, состояние здоровья ухудшилось настолько, что я прекратил учение. Это лето было для меня тяжелым еще и потому, что в дни моего пребывания в институте умер А.М. Горький. Постояв в почетном карауле у гроба любимого писателя, проводив его в последний путь, с горечью я вернулся домой. Я искал кто бы поддержал меня в эти дни. Работа и литература были моими друзьями.
  В июне 1937 года я женился. Жена была учительница, и я решил последовать ей. В сентябре я перешел на учительскую работу. В 1939 году экстерном сдал методики и был аттестован как учитель начальных классов. В это же время писал рассказы и печатался в альманахе «Стихи и проза» (Челябинск) и в газете «Челябинский рабочий».
  В 1941 году перед войной у меня снова открылся туберкулезный процесс и из школы мне пришлось уйти. Я пошел работать в кустарно-промысловую артель «Леспром» сначала культурником, затем заместителем председателя по культмассовой работе и кадрам. Проработал всю войну. Здесь в 1945 году в феврале был принят в члены КПСС. Через год был избран секретарем Островской территориальной партийной организации, которым был, за вычетом нескольких лет, до 1956 года. Все эти годы до 1967 – пропагандист. Во время войны писал мало. За это время мной написаны для сельской самодеятельности две пьесы: «Жди меня» и «Сестра». Изредка печатался в областной газете «Красный Курган» и районной «Юргамышский колхозник».
Болезнь часто заставляла меня оставлять работу или менять ее. После «Леспрома» с 1946 работал снова в начальной школе, затем организовал вечерние классы рабочей молодежи, на базе которых позднее была открыта семилетняя школа (1949) и я был ее первый директор. В 1953 году работал в сельской библиотеке. В эти годы мной написана первая книга «Голубой Елани». Вышла она в издательстве «Советское Зауралье» дважды, в 1959 и 1961 годах.
  Вторая книга «Голубой Елани» в однотомнике с первой издана Южно-Уральским книжным издательством (Челябинск) тоже дважды, в 1964 и 1969 годах.
  В 1958 году я принят в члены Союза советских писателей. Участник первого учредительного и второго съездов писателей Российской Федерации.
  В настоящее время работаю над книгой рассказов о женщинах, в которую должна войти небольшая повесть. Книга включена в план редакторской подготовки Южно-Уральского книжного издательства.

28.10.70 г.                                                                                            (подпись)


Список изданного

Застоинцы. Москва, 1935


  Голубая Елань. Первая часть.
  Издательство «Советское Зауралье», 1956, 1961











  Голубая Елань. Вторая часть.
  Южно-Уральское книжное издательство, 1964, 1969








  Валерий Портнягин,
  корреспондент газеты «Новый мир»,
  24 апреля 2008 года


Инновация духа

  Что бы вы сказали, если бы познакомились с человеком, который в 27 лет стал автором романа, изданного в Москве? Потом этот роман в переработанном виде и уже под другим названием издавался ещё четыре раза (в Кургане, Челябинске и Свердловске). Тиражи изданий по нынешним временам сумасшедшие - от 15 до 65 тысяч экземпляров!
  Мне повезло. Я был знаком с таким человеком. Это зауральский писатель Иван Коробейников, автор некогда знаменитого романа «Голубая елань». Почему «некогда»? Да потому что в последний раз книга издавалась 34 года назад, потому что на весь город Курган с его десятками библиотек есть всего несколько экземпляров «Голубой елани», потому что исчезает поколение людей, читавших великую русскую литературу с её большими и малыми именами...
  Впрочем, назвать Ивана Коробейникова маленьким писателем язык не поворачивается. Рост не тот. И масштаб тоже. Впервые имя Коробейникова упоминается «Литературной газетой» в августе 1934 года, как раз в связи с выходом в свет романа «Застоинцы» (первоначальной версии «Голубой елани»). Рукопись побывала в руках Максима Горького, по рекомендации которого Коробейников поступает учиться в Брюсовский институт культуры  (прообраз нынешнего Литературного института в Москве). Через несколько лет молодой писатель встанет в почётный караул у гроба Горького, до конца жизни считая себя его учеником.
  Болезнь не дала Коробейникову шанса окончить Брюсовский институт, как и институт иностранных языков, где он учился параллельно. Но и возвратясь в родное Зауралье, работая избачом, библиотекарем, секретарём окрисполкома, учителем, директором школы, он пишет и пишет.
  Конечно, «Голубая елань» - вершина творчества Ивана Коробейникова, но он не был, как может показаться, автором одной книги. Кроме прозы он писал пьесы, басни, стихи, рецензии. В автобиографии Коробейников упоминает повесть «Бабье лето». Он всё активнее входит в большую литературу, печатаясь в областных и центральных газетах, в сборниках, альманахах и журналах Урала и Москвы. Известно о его «Записках старого врача», о пьесе «Взволнованная глубинка», написанной в соавторстве со своим другом, поэтом Яковом Вохменцевым, и которую собирался ставить на сцене Малого театра сам Игорь Ильинский. К сожалению, следы этих и многих других произведений Ивана Коробейникова затерялись во времени.
  Кое о чём ещё могут рассказать документы II съезда писателей РСФСР, делегатом которого он был в 1965 году, переписка зауральского литератора с Всесоюзной библиотекой им. Ленина, с «Литературной Россией» и журналом «Урал», с писателями Леонидом Ленчем, Виктором Полторацким, Антониной Баевой, Марком Гроссманом. Последний из перечисленных, кстати говоря, опубликовал в 1936 году в газете «Челябинский рабочий» очень не¬лестную рецензию на «Голубую елань» под заголовком «Неполноценная книга». Слава Богу, оба оказались людьми незлобивыми и даже потом подружились.
  Я немного слукавил, когда в начале этих заметок написал, что мне повезло и что я знаком с писателем Иваном Коробейниковым. Он умер в 1975 году, когда я был ещё начинающим журналистом. Дороги наши не пересекались, так что я знаком не с Коробейниковым, а с его творчеством. Но, наверное, это одно и то же. А вот то, что мне повезло, - абсолютная правда. В нынешнем апреле мне повезло на знакомство с удивительной семьей Коробейникова, с его многочисленными детьми, настоящими подвижниками культуры.
  Естественно, дети и стали инициаторами проведения на родине отца и своей родине, в селе Острова Юргамышского района, 100-летнего юбилея писателя Ивана Коробейникова. Немало сделали районная и сельская администрации, а также Островская средняя школа, в которой открыли литературно-краеведческий музей, в первую очередь, связанный с именами друзей-писателей Якова Вохменцева и Ивана Коробейникова.
  Юбилей отмечен скромно - не было ни столичных гостей, ни телевидения, видимо, посчитавшего событие нерейтинговым. Группа интеллигентов из Кургана (писатель Виктор Потанин, художник Герман Травников, зам. начальника Управления культуры Курганской области Алексей Бритвин, директор областной библиотеки Светлана Золотых, сын поэта Вохменцева Михаил, директор Каширинского литературно-краеведческого музея Андрей Белоусов), аз грешный, районные газетчики, местные учителя и школьники, родственники Ивана Коробейникова - вот и все участники юбилейных торжеств. Тем не менее, всё прошло красиво и достойно. По решению Островского сельсовета на доме № 27 по улице Северной открыта мемориальная доска, которая гласит: «В этом доме с 1951 по 1975 год жил писатель Коробейников Иван Терентьевич». Сейчас здесь живёт один из его сыновей - Михаил.
  Возложили к доске цветы и поехали на кладбище. Речей не говорили, потому что каждый думал о своём, глядя на могилы похороненных рядом Якова Вохменцева с супругой и Ивана Коробейникова с супругой. И после смерти рядом! Печали не было. Хоть и холодное, но яркое апрельское солнце к этому не располагало, да и весёлый рельеф погоста, расположившегося на холме, тоже.
  А места здесь удивительные! Боры, лесистые холмы… Ленивая вода озер, кажется, ласкает, улицы трех деревень, прилепившихся друг к другу, - Вохменки, Островов и Губерли. Эта земля не могла не родить своих певцов. Одним из самых ярких и стал Иван Коробейников. Вот как он описывает свою родину: «Вдали бор. Высокой и плотной стеной он обступил озеро. Только на севере лежит широкая светлая полоса - падь, заросшая осокой, стрелолистом и измельчавшим по обочинам её сосняком. По сторонам на седых мшистых гривах растёт душистый багульник да огненной россыпью блестит брусника. Одну из таких еланей, покрытую весной незабудками, прозвали Голубой еланью».
  После самородного чистого русского слова с трудом возвращаешься к мантрам современного языка, ко всем этим «блогерам», «пользовательско-сгенерированным контентам», а также к закорючкам типа веб, микро, тек (по-английски tech), нано и смарт. Мы не против прогресса, его не остановить. Мы против идиотской ситуации, когда тебя и твой родной язык проверяют на вшивость. Атакой проверке подвергается буквально всё. Ловишь себя за руку, чтобы не начать текст вступлением «Благодаря развитию высоких технологий...» или «В результате интернет-революции...».
  Конечно, прав писатель Виктор Потанин, предложивший инициировать присвоение местной школе имени Ивана Коробейникова. И книгу, по которой можно учиться жизни и родному языку, пора переиздавать. Найти свою голубую елань, открыть богатства человеческой души для себя и других людей, удивиться зеленокожему брусничнику, влюбиться в родные места - вот настоящая и вечная инновация. Инновация духа.



     Книги

Президент РФ
Министерство культуры РФ
Правительство Курганской области
Портал «Культура. Гранты России»-общероссийская база конкурсов и грантов в области культуры и искусства
Официальный аккаунт Управления культуры Курганской области в Одноклассниках
Единый портал популяризации культурного наследия «Культура.РФ»
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Обелиски нашей памяти
Зауралье-ONLINE
Лица Зауралья
Народы Зауралья
Книга Памяти Зауралья
Русская мечта (Курганская область зовет!)
Город среда
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

В начало страницы      
Главная | Контакты | Об Управлении | Добровольчество | Отрасль | Документы | Интернет приемная | Кадровая политика | НОК | Открытые данные | Писатели Зауралья | Национальные проекты | Охрана труда | Профилактика безнадзорности | Модельные проекты | Туризм | Поиск
Главный редактор Речкалова Н.В., техническая поддержка: Департамент информационных технологий и цифрового развития Курганской области
©2023 www.kultura.kurganobl.ru, обновлено 24.11.2023 12:24