Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Начало сайта

Новиков Борис



Новиков Борис Иванович
(22.05.1938 – 30.07. 2007)

  Родился 22 мая 1938 года в городе Бакал Челябинской области. В 1954-1956 гг. - учащийся Железнодорожного училища № 1 г. Кургана по специальности слесарь по ремонту паровозов. С 1957 по 1961 годы служил в Советской Армии. После службы работал фрезеровщиком механического завода. Окончив Тюменский лесотехникум в 1972 году, работал в лесной промышленности Тюменской и Курганской областей. Последние годы был заведующим лечебно-оздоровительным комплексом в РНЦ имени Г. А. Илизарова. Как страстный путешественник объездил двадцать зарубежных стран, в том числе: Германию, Францию, Турцию, Кубу, Марокко, Италию, Испанию, Бельгию, Сирию, Египет, Индию, Грецию и др.
  В литературу пришел в солидном возрасте - после 50 лет. Издал семь книг стихов и прозы, среди них - сборники стихов "Скажи мне, сердце", "Тополиная метель", "Роза ветров", "Колесница" (стихи и проза), прозаической книги "Рыцарь мечты". В 2001 г. основал и редак¬тировал курганский литературно-художественный журнал «Сибирский край», за который в 2003 г. получил городскую премию «Признание» и стипендию Российского Союза профессиональных литераторов (г. Москва). Журнал при его жизни выдержал 12 выпусков, готовился к выпуску – тринадцатый, когда Бориса Ивановича не стало.
  В Союзе писателей России состоял с 2007 года.

  Из книги Ивана Ягана «Многоликая и самобытная»

Список изданного



  Скажи мне, сердце. Стихи. Шадринск, 1994










  Тополиная метель. Стихи. Шадринск, 1996










  Колесница. Стихи, проза. Шадринск, 1999










  Рыцарь мечты. Проза. Курган, 2006











  Непридуманные «бренды». Курган, 2007









Вступительное слово писателя Виктора Потанина
к книге «Рыцарь мечты»

Горизонты мечты

  Мне выпала большая радость – представить читателю новую книгу Бориса Новикова «Рыцарь мечты». У книги есть и подзаголовок – «новеллы о любви, рассказы, юморески». Так вот – рассказы…
  Недавно я спросил себя: много ли в современной литературе этих рассказов? Я задал такой вопрос  и грустно улыбнулся, потому что в самом этом вопросе есть печаль. Да, еще недавно на свои книжные полки мы с гордостью ставили томики рассказов Сергея, Антонова, Юрия Нагибина, Сергея Залыгина, Василия Шукшина и Юрия Казакова – и вдруг образовалась какая-то пауза, даже провал.
  Что это? Неужели писатели перестали писать рассказы, или жанр рассказа стал не престижным? А может быть, вообще рассказ как таковой перерождается во что-то другое – в короткую повесть, например, или даже роман? Думается, в таких утверждениях есть своя сермяжная правда.
  Действительно, наши толстые и тонкие журналы полны нынче повестями, романами, а рассказов там – кот наплакал. К тому же, известные и маститые критики совершенно перестали дискутировать по проблемам рассказа – подавай им сразу роман и лучше всего детективный.
  Конечно же, в проигрыше от этого остается читатель. Но унывать, я думаю, не стоит. Еще во времена Льва Толстого многим казалось, что публика предпочитает только роман, ведь там – широкое полотно жизни. Но сам великий писатель уже на склоне лет, написав «Анну Каренину» и «Воскресенье», вдруг обращается к малому жанру – к рассказу. Огромный мыслитель вкладывает в это короткое повествование всю силу негодования и социального протеста. И читателю становится горько и страшно после того, как он переживает вместе с автором ту роковую ночь после бала. Толстовский рассказ читается залпом, на одном дыхании. Только два десятка страниц, а перед глазами – целый пласт жизни. И нам представляется уже, что это даже и не рассказ, а целый роман. Кто-то скажет сейчас: а что удивляться, ведь это же Толстой!
  Хорошо, согласен. Но давайте вспомним сейчас совсем крохотные миниатюры Виктора Астафьева «Затеси». Они публиковались в разные годы в журналах «Урал», «Север», «Сельская молодежь» и даже во всемирно известных изданиях – журналах «Новый мир» и «Наш современник». Так вот, в этих произведениях Виктор Петрович Астафьев как бы простился на время со своими повестями и обратился к коротким прозаическим записям, в которых вывел интереснейшие характеры и по-своему, по-астафьевски, рассказал нам снова о своем детстве, о военных испытаниях и о всех печалях современной жизни, в которой уже угадывалась поступь горбачевской перестройки и всех последующих несчастий народа. И мы поверили Астафьеву: мы приняли эти «Затеси» не только умом, но и сердцем…
  Я намеренно поставил здесь многоточие, чтобы читатель не ругал меня за пространные слова о моем любимом жанре – рассказе. К тому же, эти слова, надеюсь, по делу. Да, по делу, потому что я думаю, даже уверен, что новеллы и рассказы Бориса Новикова – это тоже своего рода «Затеси», собрание разных жизненных случаев, записей и даже дневников и писем. Этот интереснейший сборник предваряет своего рода эпиграф-посвящение – «Светлой памяти моих родителей Агриппины Ефимовны, Ивана Филипповича Новиковых и сестры Раисы». Такое посвящение ко многому обязывает. Но крайней мере, желаешь увидеть на этих страницах абсолютную исповедальность и искренность и, конечно, образцы художественного совершенства. И во многом эти ожидания оправдались.
  Нас заинтересовали уже самые первые страницы этой рукописи. В своей заглавной новелле автор ставит в центр повествования поэтический дневник Валентина С. Новелла так и называется «Дневник раненного любовью». Такие дневниковые записи, письма, пространные исповеди и монологи встречаются нам в других новеллах Бориса Новикова – «Письмо брату», «Пять встреч», «Исповедь попутчика». Все эти авторские истории – я все-таки называю их «затеси» - посвящены самом главному – глубинам и тайнам человеческой души, постижению гармонии личности. Как тут не вспомнить известное изречение романтика Виктора Гюго, который сказал однажды: «Существует зрелище более прекрасное, чем небо – глубина человеческой души». И эта глубина часто наполнена страданиями, нравственными исканиями и мучениями, безутешным самобичеванием. Об этом – и проза Бориса Новикова.
  Его герои постоянно ищут свой идеал, страдают и плачут, мечтают и надеются, пишут свои заветные дневники и письма, т.е. живут своей непростой и незаурядной жизнью. Но часто предметом авторского исследования становится самое рядовое и неприметное – поездка в командировку, неожиданная встреча на автобусной остановке или случайно найденное письмо, оброненное неким рассеянным человеком.
  Да, все это будни, наша серенькая повседневность, но под рукой новеллиста эти будни превращаются в россыпь авторских фантазий, в кладовую художественных находок, которые берут в плен наше человеческое сознание. Все это правда, и потому рассказы «Жемчужина мудрости», «Женская месть» говорят об особой авторской чуткости и человеческому одиночеству, к любви и доброте, к мечте и надежде.
  Собственно, повесть тоже состоит из отдельных рассказов. К слову сказать, сборник так и называется «Рыцарь мечты», и это название можно толковать по-разному. Я же понимаю его просто, прямолинейно: у каждого из нас есть мечта и свой идеал. Но не каждый может приблизиться к заветной цели, зато сам путь к идеалу, к мечте – это и есть самое главное в жизни, самое заветное и дорогое.
  Об этих заветных ценностях, о смысле земного существования говорится и в большом многоплановом рассказе «Тесть». Сразу признаюсь, этот рассказ показался мне самым лучшим в сборнике, самым значительным по своей писательской правде. В рассказе – россыпь очень сложных человеческих судеб, характеров. Главный герой повествования – инвалид войны первой группы Пимен Кузьмич. Автор дотошно рассказывает обо всех его жизненных одиссеях. Характер этот написан в лучших традициях русской реалистической прозы. Читатель найдет в этом рассказе много страданий и большого неохватного горя. В связи с этим может возникнуть вопрос – а возможна ли сама человеческая жизнь без этих страданий, без испытания человека на прочность? Можно поставить и другие вопросы после знакомства с этим рассказом. Например, спросить у кого-то: есть ли вообще на свете человеческое счастье, а может быть, вся жизнь наша – лишь сплошная боль и обожженные нервы. Конечно же, это чисто риторические вопросы, но хорошо, что такая риторика встает со страниц очень нужной, очень нравственной книги. Я бы еще добавил, очень чистой и полезной книги.
  И потому с радостью и волнением я желаю доброй и счастливой дороги к читателю всем этим рассказам, новеллам и юморескам, ведь они написаны талантливой рукой моего собрата по литературному цеху. И пусть исполняются все его мечты и надежды, лучшие из которых, я уверен, тоже связаны с творчеством и новыми страницами будущих книг.

     Книги

Президент РФ
Исполнение Указов и Поручений Президента Российской Федерации
Министерство культуры РФ
Правительство Курганской области
Официальный интернет-портал правовой информации
Персональные данные. Электронные формы заявлений
Банк одаренных детей Курганской области
Единый портал популяризации культурного наследия «Культура.РФ»
Интерактивный портал службы занятости населения Курганской области
Работа в России
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Клуб «Зауральское качество»
Курганская областная общественно-политическая газета Новый мир
Россия - без жестокости к детям
Портал Государственных услуг Курганской области
Книга Памяти Зауралья
Обелиски нашей памяти
Мы за семью без насилия!
X Всероссийский кинофестиваль «СЕМЬЯ РОССИИ»
Национальный библиотечный ресурс
Жить вместе
Зауралье-ONLINE
Лица Зауралья
Народы Зауралья
Российский книжный союз
Ханты-Мансийск – Новогодняя столица 2017-2018 годов
Наполните жизнь счастьем!
Инвестиционный портал Курганской области
VI Санкт-Петербургский международный культурный форум

В начало страницы      
Главная | Отрасль | Новости | Структура | Документы | Интернет приемная | Кадровая политика | Писатели Зауралья | СТД | Хоровое общество | НОК | Открытые данные | Поиск | Контакты
Главный редактор Речкалова Н.В., технический редактор Фeдыk А.В.
©2018 www.kultura.kurganobl.ru, обновлено 17.01.2018 08:12