Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Начало сайта

Белоусов Дмитрий



БЕЛОУСОВ
Дмитрий Андрианович
(25.10.1911-5.01.1996)

...Из вздоха, из взгляда, из мига
Согрета душевным теплом
За книгой рождается книга
За тихим домашним столом

О милом селе у дороги,
Где грустно шумят тополя,
Березки у речки Отноги,
И в светлой печали поля,

Где всюду приметы Отчизны,
Где много сердечных друзей,
Где главное дело всей жизни-
Каширинский сельский музей.

Тебе поклонюсь я до полу
И эти вот строчки прочту
За все: за войну и за школу,
За творчество и доброту.

Живи, о былом не страдая
Вставай, как привык ты вставать.
Ведь если душа молодая,
О чем же, мой друг, горевать?

Живи, как и всем нам живется,
Пиши, как писал, не спеша.
И пусть молодой остается
Твоя золотая душа.

Николай Алексеевич Аксенов,
село Митино Кетовского района



  Лишь бы вербы цвели.
  Курган, «Периодика»,
  1991










  Причал души моей.
  Курган, «Периодика»,
  1991








  Сердцу не забыть.
  Курган, 1995










ИЗ МАТЕРИАЛОВ ОБЛАСТНОЙ
КРАЕВЕДЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ - 2006
Программа движения «Отечество»
Литературное краеведение
ВСЕ ОСТАЕТСЯ ЛЮДЯМ
(О творческом наследии
учителя, краеведа, поэта
Дмитрия Андриановича Белоусова)

  Авторы: Лопарева Любовь Петровна, учащаяся 9 класса, МОУ «Каширинская средняя общеобразовательная школа», 1991 года рождения.
  Шатковская Варвара Валерьевна, учащаяся 9 класса, МОУ « Каширинская средняя общеобразовательная школа», 1991 года рождения.
  Научный руководитель: Белоусова Галина Петровна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационнаякатегория.
  Место работы: МОУ « Каширинская средняя общеобразовательная школа»

ВВЕДЕНИЕ

  В день знаний, первого сентября 2006 года, в нашей школе проходило представление новой книги «Святое имя - Учитель». В ней опубликованы письма с фронта Ивана Анисимовича Тимофеева, в предвоенные годы ученика и учителя Усть-Суерской школы Белозерского района. Писал он к своим родным и ставшей таковой же своей учительнице Алексеевой Наталье Андриановне. Письма - о многом говорящие документы своего времени. Да и вся книга еще раз заставляют подумать о роли Учителя в жизни. Мы уверены, что каждая школа найдет у себя в биографии яркие страницы, связанные с именами своих учителей и учеников.
  Изучая материалы нашего школьного литературно-краеведческого музея, и мы можем назвать несколько таких личностей, оставивших свой след во времени.
  Алексей Ефграфович Новиков был первым директором при преобразовании нашей школы в семилетнюю.
  На фронты Великой Отечественной ушел на защиту Родины в грозном 41-м Сырников Григорий Львович, подаривший позднее родной Каширинской школе рукопись своих воспоминаний о тех тяжелейших годах своей биографии.
  В послевоенные годы оставили свой след в истории школы через своих учеников фронтовики Пивоваров Виктор Иванович и Осиев Петр Александрович, Ковалева Надежда Михайловна, ставшие ветеранами педагогического труда именно в нашей школе.
  Данные про них, про их коллег-педагогов, хранятся в фондах нашего музея. Существует музей благодаря подвижничеству преподавателя русского языка и литературы нашей школы - Белоусова Дмитрия Андриановича, журналиста и краеведа, автора двух поэтических сборников и многих других публикаций. О его благородном деле, которому он посвятил много сил, умения и старания вместе с несколькими поколениями своих учеников, мы расскажем в своем исследовании.
  При изучении и написании данной работы использованы архивные материалы, хранящиеся в нашем музее.

          Может очень близко до причала,
          Где придется якоря бросать.
          Жизнь меня, как парусник качала,
          Но одно могу теперь сказать:
          Все же на судьбу обиды нету,
          Откровенно заявляю я:
          Есть родное место на планете,
          И семья, и близкие друзья.


  Родным местом на планете стало для Дмитрия Андриановича Зауралье. Родился он в бедной крестьянской семье 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1911 года в Катайске. Отец, Андриан Нилович, вернулся инвалидом с Первой мировой войны. Четверо братьев и сестра, родители - семья из семи человек. Своего земельного надела не имели.
  Далее обратимся к автобиографии Дмитрия Андриановича: «..Жили трудно. В детстве вместо школьных занятий пришлось поесть несладкого батрацкого хлеба. За шесть пудов пшеницы в год пас телят, боронил, сгребал сено, возил снопы. Потом жизнь кидала из стороны в сторону, с 16 лет работал на стройках Катайска, железной дороге Свердловск-Курган. По комсомольской путевке пошел на курсы трактористов, но не был зачислен, так как не знал даже простых дробей. Вот тогда я и понял, что надо учиться».
  Далее учеба станет смыслом жизни. А еще огромное значение приобретут встречи с замечательными, необыкновенными людьми.
  Позднее о прожитом и пережитом он будет писать в своих стихах.

          Какие годы были прожиты
          Моей страной за этот срок
          Мы ярость на упорство множили
          И в этом был побед залог.
        

  Еще в середине тридцатых годов Дмитрий Андрианович в вагоне поезда встретился с уже знаменитым в те годы уральским краеведом Владимиром Павловичем Бирюковым. Более пожилому и опытному Бирюкову попутчик и новый знакомый пришелся по душе, проговорили они всю ночь, а когда расстались, то Дмитрий Андрианович понял, что изучение родного края - «родиноведение» - и для него стало необходимостью. На всю жизнь. Потребность в знаниях, интерес к своему краю, вылились в страсть ко книге. Книги Дмитрий Андрианович будет собирать и хранить всю оставшуюся жизнь. Сегодня его библиотека и есть основа Каширинского литературного музея. Позднее в память о друге и наставнике Бирюкове поэт Белоусов напишет вот такое стихотворение с посвящением Владимиру Павловичу:

               РОДНОЕ СЛОВО

          Рюкзак на плечи - все тут сборы.
          Едва означится восход-
          В дорогу краевед, в просторы!...
          Не знал у ему пешеход:
          3 Душа звала, давала силы,
          Лишала отдыха и сна...
          И столько встреч в дороге было!
          И чем - то каждая важна...
          Вдруг замаячит деревенька
          Средь малахитовых полей -
          А он в упрек себе: «- давненько
          Здесь не наведывал друзей...»
          И за нехитрою беседой
          О всем расспросит не спеша,
          И не преминет сам поведать,
          Чем переполнена душа....
          Запишет сказки от старушки,
          Знакомой песни вариант,
          А девушки споют частушки -
          Доволен гость - «Какой талант!»
          Попьет чайку - в дорогу снова,
          Высоким подвигом ведом...
          Старик ценил родное слово
          И добывал его трудом.


  На долгие годы с книгой, с родным русским словом разлучила Великая Отечественная война. В Красную Армию Дмитрия Андриановича призвали в 1939 году, после офицерских курсов- служба в дивизии, воевавшей на Финском фронте, затем передислокация в Литву, ко границе, вдоль которой с другой стороны группировались и готовились к походу на Восток фашистские дивизии.В Великую Отечественную войну он вступил с первых ее минут. Пережил сполна всю трагедию ужасов выхода из внезапного окружения и дальнейшего пленения там же, в Литве. О тех страшных событиях позднее напишет воспоминания под общим заглавием «Сердцу не забыть». Весь ужас фашистской неволи испытает и его жена, Валентина Ивановна. Сегодня трудно вообразить и поверить в то, что никакие страдания и муки не помешали им обоим остаться добрыми и приветливыми людьми и в декабре 1945 года снова зажить единой семьей.
  И снова учеба и книги. Уже в послевоенные годы Дмитрий Андрианович окончил Катайское педучилище, Шадринский учительский и Курганский педагогический институты.А одной из первых книг и первой в коллекции нашего музея , стала найденная в куче мукулатуры, «Стихи и проза», альманах челябинских писателей за 1940 год, в нем была опубликована повесть Бориса Александровича Тимофеева « Сухие сучки» с предисловием Владимира Павловича Бирюкова и очерк шадринского журналиста Якова Пантелеевича Власова о колхознике- опытнике их села Мальцеве, будущем народном академике Терентии Семеновиче Мальцеве.
  Еще во время работы в Сухринской семилетней школе Шадринского района Дмитрий Андрианович, по примеру Бирюкова, занимался сбором интересных фактов из истории родного края, произведений авторов - земляков, общался по мере возможности с интересными людьми. Все это находило свое отражение в его педагогической деятельности. Сегодня в одной из витрин в качестве экспоната посетители смогут увидеть сборник стихов «Золотая долина», одним из авторов которого является Яков Терентьевич Вохменцев. Дарственный автограф и дата под ним за 1950 год. Эта, да и многие другие книги из коллекции музея сегодня конечно же - редкость.
  В 1958 году Белоусов прибыл на работу в Каширинскую тогда Конезаводскую среднюю школу, с которой связаны наиболее яркие страницы его педагогической деятельности, краеведческих устремлений.В этой школе родился единственный в области литературно-краеведческий музей. Его рождение связано с работой литературно-краеведческого кружка, где ученики под руководством своего учителя знакомились с образцами литературного творчества земляков, готовили вечера, посвященные их творчеству. Появились примеры ведения переписки со знаменитыми литераторами, известными не только в Курганской области, но и за ее пределами. Так, готовя вечер поэзии Сергея Александровича Васильева, обратились к нему письмом с просьбой дать личные комментарии о творчестве. Ответ пришел незамедлительно. Поэт выслал два своих сборника с дарственными надписями. Первое письмо поэта и сегодня 6, хранится в музее.
  Крупица по крупице - насбиралось несколько витрин с литературными экспонатами. Далее предоставим слово самому Дмитрию Андриановичу: «Однажды в нашу школу приехал ветеран школьного дела Георгий Игнатьевич Дудин. После осмотра он заметил, что у нас не просто выставка, а небольшой школьный краеведческий музей. Пожелал нам успеха в нашем начинании, на прощание сказал, что, музей может стать настоящим, если мы со старанием продолжим начатое дело. Наш разговор состоялся в декабре 1960 года. И эту дату мы решили позднее отмечать как день рождения музея... Говоря о музее, не могу не сказать благодарное слово Михаилу Даниловичу Янко, профессору Курганского пединститута, студентом-заочником которого я был в свое время».
  Просматривая стенды в музее, многие посетители останавливаются подле витрины с рукописными журналами, рожденными краеведами нашей школы. Несколько выпусков. Первоначальное название журнала «Каширинский ручеек», затем «Луч». В них собранные образцы устного народного творчества, собственные сочинения начинающих авторов - стихи и прозаические зарисовки, воспоминания ветеранов и множество фотографий, отражающих историю литературного Зауралья. Многие находят на фото или в печатных строках себя, либо родственников. Не мудрено! За десятилетия жизни музея сменилось несколько поколений школьников, работавших здесь вместе со своим учителем. Он же набирал сумму своих жизненных лет, единственное свое богатство- литературный музей, отражающий огромный пласт культуры нашей Курганской области. Копил экспонаты, с новыми кружковцами собирал новые факты и фиксировал их в наглядности, готовил экскурсоводов, все больше и больше принимал экскурсий в стенах своего детища. Писал стихи. Приведем небольшой отрывок одного из них.

          ...Тишина...
          И кажется: деревья
          Грусти предались. Беззвучна даль.
          Все подчинено законам древним:
          С радостью соседствует печаль.


  Серьезным подспорьем для пополнения коллекции музея стали походы по литературным местам, связанным с историей литературы нашего края. Первый из них осуществился в 1959 году в Курган с заходом в Смолино, что на берегу Тобола, против города, к избушке, на стене которой помещалась мемориальная доска с извещением, что проживал в ней ссыльный декабрист-поэт Вильгельм Кюхельбекер. Из Смолино туристы отправились в Курган, где на крыльце краеведческого музея совершенно неожиданно для себя встретились с Владимиром Павловичем Бирюковым. В память о том походе позднее кружковцы назвали музей имени Кюхельбекера. За годы существования музея и работы в нем учеников нашей школы, экскурсиями по литературным местам стали уже не только Курганская область, но и многие уголки Советского Союза, потому-что литературные связи области простирались по всей стране. Так, например, через Алексея Федоровича Мерзлякова мы связаны с Лермонтовым, Грибоедовым. Кюхельбекер - один из друзей Пушкина. В Москве последние годы своей жизни проживала Антонина Антоновна Баева, там же побывали в гостях у родственников Алексея Кузьмича Югова.
  Многолетняя дружба связывала Антонину Антоновну Баеву и нашего Дмитрия Андриановича. Они не только переписывались, но и обменивались стихотворными посланиями в адрес друг друга:

     Белоусов :
          Не верю в вашу сказку небылицу.
          В кочующую «азиатку- птицу»
          И за какой бы Вы ни жили далью
          Душа и мысли Ваши в Зауралье.
          И даже там, где пишете о юге,
          Тоскуете Вы о сибирской вьюге...
          «Калина-ягода», конечно не южанка,
          А Вы в душе сибирская крестьянка
          Трава, роса. Январские морозы,
          И горькие, как сок, рябины слезы-
          Поверьте, выдают Вас с головою
          Вы тоболянка, каждою строкою.


     Баева:
          .... Чтоб знать,
          Что снова в Притоболье
          По поймам таволга цветет-
          И ты меня не забываешь,
          И ты грустишь в родном краю,
          И на письмо мое склоняешь   
          Седую голову свою.
   

  Учитель Белоусов радовался за своих учеников по любому поводу -хорошо, нестандартно написанному сочинению по школьной программе, самостоятельно отысканному яркому литературному образу, с чувством прочитанному стихотворению. Всегда поощрял самостоятельное мышление при анализе художественных произведений. Учил своих учеников мыслить. Одно из его стихотворений посвящено ученице Гале Ефимовой.

          Девушка Есенина читала-
          Слушал зал, дыханье затая.
          Перед взором родина вставала.
          Русская, бескрайняя земля.
          Вдруг вдали березки замелькают,
          Запестреют росные луга;
          То начнет заря водою алой
          Омывать реченок берега;
          То луна покатится устало
          На рассвете в дальние края...
          Девушка Есенина читала-
          Слушал зал, дыханье затая
          Отдавался голос тихой дрожью
          Будь-то голос трепетных осин...
          Мать Россия! Нет тебя дороже
          В дымке яблонь, в пламени рябин.  

  Много времени позднее Галина Леонидовна Иванцова в память об учителе напишет и посвятит ему строки своего стихотворения в прозе. Более десяти лет прошло со дня кончины Дмитрия Андриановича, а память и благодарность за его труд несут по жизни его ученики. Приведем в пример слова учительницы русского языка и литературы Светлополянской школы Светланы Анатольевны Мосиной, произнесенные к его девяностопятилетию: «Мне повезло, что жизнь свела меня с замечательным человеком - Дмитрием Андриановичем Белоусовым.
  Встреча с ним и предопределила мой выбор профессии и судьбы. В 1979 году он пришел к нам на кружок в Каширинской школе.... Скромный, улыбающийся, тихим задумчивым голосом он рассказывал нам о малой родине, о поэтах и писателях, живших и работавших в Зауралье, показывал книги с автографами. Мы были потрясены, поражены услышанным.... Музей, так любовно и с такой добротой созданный Учителем, Солдатом, Патриотом Дмитрием Андриановичем Белоусовым, в наше тяжелое бездуховное время - место, где очищается и возрождается душа». 
  В 1975 году Курганскую область - свою малую Родину, посетил известный прозаик и литературовед, лауреат Государственной премии имени Алексея Максимовича Горького, Алексей Кузьмич Югов. Побывал он и в нашем музее, оставив в книге записей вот такие слова: « Среди выдающихся людей Кургана вне всяких сомнений следует назвать Дмитрия Андриановича Белоусова! Дело достойное изумления, народной благодарности совершает этот человек со своей юной дружиной! Музей - Каширинский краеведческий им. Кюхельбекера, - одна из жемчужин земли Курганской! Содействия бы ему побольше! Алексей Югов . 08. 06. 1975 г.»    
  Музей растет и развивается, приобретает известность и за пределами области. Совсем недавно мы получили посылочку из Москвы. Про то, что в сельской глубинке России есть литературный музей, прознал известнейший писатель Юрий Васильевич Бондарев. Он и прислал нам две своих книги с автографами. Вот одна из надписей: « Школьному литературному музею села Каширино - дорогим моим учителям и дорогим моим ученикам с чистосердечными пожеланиями всех и всяческих удач в нашей не очень простой жизни. Успехов вам и везения. Ваш Ю. Бондарев. 29 августа2006 года.»
  Сегодня музей занимает отдельное здание площадью более 150 метров квадратных.В его фондах несколько тысяч экспонатов: книги и рукописи авторов, фотографии, есть аудио записи многих наших литераторов, их произведения на грампластинках, несколько видеозаписей, большая подборка публикаций из периодической печати и многое другое. Все это используется при проведении экскурсий, школьных мероприятий, в просветительской деятельности, Все богатство сельского учителя осталось его землякам.




     Из рецензии краеведа Михаила Даниловича Янко к книге Д.А. Белоусова
  «Литературно-краеведческий кружок в сельской школе», Москва, издательство
  «Просвещение», 1987 год






О ЛИТЕРАТУРНОМ КРАЕВЕДЕНИИ В ШКОЛЕ

  В жизнь современной школы все активнее входит краеведение, открывающее большие возможности для проявления творческих способностей учащихся. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой отчего края способствует нравственно-эстетическому воспитанию юных, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции учащихся.
  Перед современной школой поставлены важные задачи - подготовить подрастающее поколение к созидательной деятельности, общественно полезному труду, неустанно совершенствовать идейно-нравственную и трудовую закалку юношества, всемерно укреплять связи школы с жизнью.
  Решению этих задач способствуют занятия литературным краеведением. Оно заинтересовывают ребят в приобретении новых знаний об окружающем мире, знакомит с героическими делами современников, приобщает к культуре умственного труда, способствует формированию характера и воспитанию гражданских чувств учащихся.
  Велико значение краеведения и в расширении литературного кругозора школьников, развитии у них интереса к художественной литературе прошлого и наших дней, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений. Полученные знания активно используются юными краеведами при проведении сборов пионерских дружин, комсомольских вечеров, диспутов, выступлений агитбригад и других мероприятий, в создании кружков, школьных музеев, что имеет большое воспитательное значение, прививает навыки общественно полезной работы, формирует активную жизненную позицию учащихся. Этим объясняется большой интерес к краеведческой работе в школе.
  К учителям-энтузиастам, отдающим жар своего сердца любимому делу, относится и автор этой книги Д. А. Белоусов. В его занятиях краеведением привлекают увлеченность и постоянное стремление к познанию нового, что передастся его воспитанникам, помогая их нравственному становлению. В литературно-краеведческих разысканиях Д. А. Белоусова и его учеников родной край выступает как частица большой Родины, России.
  Опыт Д. А. Белоусова убеждает в необходимости комплексно¬го подхода к организации литературно-краеведческих занятий в школе. Его уроки с использованием краеведческого материала органически связаны с внеклассной и внешкольной работой по литературе. Накопленный материал включается в учебный процесс, обогащая его и помогая развитию познавательных способностей учащихся.
  Д. А. Белоусов видит в краеведении большие возможности для формирования у школьников активной жизненной позиции, ведущей к участию в повседневных делах сноси) народа. Решается эта задача сочетанием индивидуальных и коллективных форм работы, привлечением учащихся к выполнению посильных заданий, развитием их самостоятельности: от разжигания походного костра до анализа собранных архивных материалов. Немаловажную роль играет доверие к ученикам, вера в их возможности и силы, воспитание у них интереса к учебному и физическому труду.
  Предметом особой заботы является приобщение учащихся к Книге, к системному чтению художественной литературы. Поэтому участие в краеведческой работе предполагает и непременное знакомство школьников с лучшими произведениями писателей родных мест.
Любовь к отчей земле, к детям, к художественному слову про¬ступает во всех делах учителя-краеведа.
  Опыт Д. А. Белоусова в организации занятий с учащимися литературным краеведением выступает как частица коллективного опыта учителей, стремящихся активизировать процесс обучения и воспитания школьников, развивать их самостоятельность в оценке жизненных и литературных явлений, вводить в мир активных свершений.
  Опыт каширинского учителя говорит о возможностях занятий литературным краеведением в любом месте, в любой сельской школе. Для этого нужны лишь желание, настойчивость и упорство.
  Д. А. Белоусов обращается к традиционным формам краеведческой работы, но использует их по-своему, открывая новые возможности для удовлетворения запросов школьников. Он ищет такие методы краеведческой работы, которые соответствуют интересам, развитию, подготовленности его учащихся, опираясь при этом на добытый им жизненный и литературный материал.
  Эту книгу писал человек творческий, знающий школу «изнутри», способный видеть радость в нелегком учительском труде.
  ...Медленно разгорается день на зауральской земле. Приветливо отвечая на поклоны односельчан, идет ветеран педагогического труда, лауреат премии имени уральского краеведа В. П. Бирюкова, почетный гражданин села Каширино Дмитрий Андрианович Белоусов. Идет в созданный им школьный краеведческий музей, чтобы помочь молодому поколению через родное и близкое увидеть свою Родину, научиться ее преданно любить, ценить и беречь.



Один из первых краеведческих походов
В дом - музей В. К. Кюхельбекера в Смолино



Идут занятия в литературно-краеведческом кружке



Каширинские школьники в гостях зауральского
писателя Глебова Николая Александровича



Юные каширинские краеведы в гостях
у Владимира Павловича Бирюкова в Свердловске



Могила Александра Сергеевича Пушкина.
Снимок сделан в одной из краеведческих экскурсий
учеников Каширинской средней школы

Владимир Филимонов,
ответственный секретарь Курганской областной
писательской организации

С УСТРЕМЛЕНИЕМ В БУДУЩЕЕ

  Кажется, все рассказано исследователями о Дмитрии Андриановиче Белоусове и о деле всей его жизни – Каширинском литературно-краеведческом музее имени В.К. Кюхельбекера. Но не ставится точка в повествовании о подвижническом труде простого сельского учителя и его сторонников.
  Испокон веков повелось на Руси: дело отцов продолжают дети. Трудовые династии, к примеру, сталеваров в былые времена становились опорой предприятий. Крестьянские – из рода в род передавали опыт выращивания хлебушка. Прадед юного лейтенанта, командира взвода в наше тяжкое для службы время, воевал еще в Первую мировую. Пусть не всегда и не с каждым семейством такое случалось…
  Но в данном случае счастливое стечение обстоятельств сыграло спасительно утверждающую роль, помогло выжить музею, более того – существенно пополнить его новыми книгами, исследованиями, насытить содержанием встречи с учащейся молодежью
  На смену Дмитрию Андриановичу пришел его сын – Андрей.



  И начались «суровые будни».
  Идти легче, когда рядом – верный попутчик. Таковым для Андрея Дмитриевича оказалась Галина Петровна, которая еще школьницей занималась в краеведческом кружке у  отца Андрея и была тому преданной помощницей. 35 лет жизни отдала она учительской профессии в местной школе. Андрей Дмитриевич в то время работал электриком, энергетиком, председателем сельского Совета.



  … При наших встречах меня до глубины души трогали взволнованные рассказы Андрея Дмитриевича и Галины Петровны о том, как организовывали они экскурсии и ездили с учениками школы в Шушенское, Михайловское, Ленинград, Москву, Свердловск, Пятигорск, где  дети знакомились с лермонтовскими и пушкинскими местами, с писателями – уроженцами зауральского края, с краеведами, имена которых ничего не говорят сегодняшней молодежи.
  Так  через приобщение к литературной истории страны воспитывались граждане своего Отечества, будущие учителя, журналисты и литераторы, просто – хорошие люди…
  Разрушение СССР, смена экономической формации, бессмысленное блуждание и поиск ориентиров в образовании и культуре самым отрицательным образом сказалось на отношении к составляющим духовного потенциала общества. То же произошло и с музеем. Трудно ему было всегда, но в тот период...
  Прошло совсем немного времени с распада некогда мощного Советского Союза – и  уже была сделана попытка отмены экзамена по литературе в школе, доведен до состояния клинической смерти Союз писателей, затуркана до обморока непонятными реформами система образования, якобы реформаторскими «решениями» и «постановлениями» кастрирована культура. И пусть мне кто-то скажет, что делалось сие по недомыслию – вычеркну из списка знакомых.
  Предвижу, как напряглись скептики и блюстители импортной морали и поджали губы, мол, зачем в ТАКУЮ книгу дела сегодняшние, вяло текущие вставлять, пройдет время – и все образуется. Нет, уже не образуется. Без фундамента нет здания, без культуры – нет народа, а остается лишь аморфное, безинициативное сообщество «гомо сапиенсов». Мечтательный и романтичный мозг российского народа уже не подлежит восстановлению. Идея обогащения любой ценой прижилась в умах людей, развращая тело. И оно теперь не жаждет пообщаться с природой или вместо компьютерной паутины прильнуть сердцем к светлым и чистым истокам российской литературы.     
  … Мало кто знает, что пришлось испытать Андрею Дмитриевичу и Галине Петровне, чтобы сохранить хрупкое равновесие, грозившее полной потерей уникальной коллекции книг, писем от земляков, ставших литературными звездами российской величины, дарственные надписи от Алексея Югова и Антонины Баевой, Владимира Бирюкова и Евгения Богданова, десятков других уроженцев нашей земли.
  Это только со стороны кажется, что музей – что-то незыблемое, устоявшееся, определенное раз и навсегда. Возможно, будь он чисто краеведческим, так и было бы с небольшими нововведениями.
  Но он-то – ЛИТЕРАТУРНЫЙ! То есть такой, который умрет от застоя, от пыли, скопившейся на обложках книг издания еще 20-х годов прошлого века.
  Здесь жизнь должна бить ключом, произведения непрерывно изучаться очередными поколениями школьников и студентов. Здесь, как нигде, важно движение мысли, живая работа с творчеством и местных авторов, и классиков.
  В постоянной борьбе за выживание нашлись у Андрея Дмитриевича и помощники. До сих пор добрым словом вспоминает начальника перекачивающей станции села Колесниково Сергея Леонтьевича Коновалова, руководителей и трудовой коллектив учебно-опытного хозяйства сельскохозяйственного института Никольского Юрия Дмитриевича, Ермакова Николая Александровича, Шеремета Андрея Петровича, Захарова Александра Викторовича, бывшего директора Курганского машиностроительного завода Захарова Михаила Александровича. Высоко ценит моральную поддержку Ивана Павловича Ягана, Виктора Федоровича Потанина, Валентины Павловны Федоровой, Михаила Даниловича Янко, Устюжанина Геннадия Павловича, Сметанина Александра Михайловича, давнишнего секретаря по идеологии обкома партии Матвеева Павла Алексеевича, бывшего директора Каширинской школы Птицина Леля Васильевича.
  Эти дальновидные люди понимали, что только на основе культуры во всем ее многообразии нужно создавать духовный потенциал страны, а уж затем – направлять Россию вперед. Иного пути нет, ибо народ, оторвавшийся от культурно-исторических корней, превратится в стяжателя и потребителя.
  Шло время…
  Поднялись возле музея дубки из желудей с малой родины великого русского поэта.
  Сотни экскурсий протоптали сюда сердечные дорожки. Пополнялись архивы, приезжали по приглашению Андрея Дмитриевича для встреч с учениками местной школы известные люди.
  И так – из месяца в месяц, из года в год, уже второе десятилетие. Уже без Дмитрия Андриановича…
  Чем похвалиться сегодня может Андрей Белоусов, так это тем, что работы с архивами – едва початый край. Вот сколько семьей Белоусовых накоплено!
  И это несмотря на то, что чуть ли не в каждом номере альманаха «Тобол», а частенько и в газетах - его статьи, насыщенные фактическим материалом «под завязку».
  Знает его каждый из членов Курганской областной писательской организации и любой библиотекарь, с уважением за руку здороваются, а многие писатели России с восхищением отзываются о кладезе литературного наследства.
  Молва о Каширинском музее в 70-90-е годы прошлого века шла по земле зауральской семимильными шагами. Были времена, когда по три группы учащихся в день приезжали.
  И не вина Андрея Дмитриевича, что ныне его посещают лишь отдельные группки учеников. Жизнь такая, безмозглая и безголовая, настала. А те педагогические коллективы, которые и пожелали бы детей на встречу с литературным прошлым и настоящим родного края привести да показать красоту человеческой души и природы в стихах и прозе – сами с хлеба на воду перебиваются.
  Но шли и идут до сих пор в коллекцию музея книги с автографами авторов со всей России…
  Теперь вы верите, что только такой путь приемлем для наших детей? Иначе: пивной алкоголизм, наркомания, чванство, гордыня, погоня за рублем, космополитизм, а в переводе на русский – утрата истории предков, родного языка, а затем и Родины.  
  Как тут не вспомнить плодотворную деятельность пяти поколений крестьян, купцов, а в дальнейшем и дворян – Прохоровых. Основавшие свое дело в 1771 году, к 1900 они получили в Париже на выставке высшую награду «За заботу о быте рабочих и по санитарному делу», построив для работников Трехгорской мануфактуры ремесленные школу и училище, приют для детей беднейших родителей, ясли, детский сад, больницу, амбулаторию, богодельню, церковь, санаторий, публичную библиотеку, классы оркестровой музыки и хорового пения, фабричный театр на 1300 мест, химическую лабораторию, танцевальную площадку и многое другое.
  Примечательно на эту тему высказался публицист и писатель К.Н. Бестужев-Рюмин: «Вот купец Прохоров, которого я в лицо не знаю, но которого почитаю и уважаю выше всех вельмож на свете: он есть истинный сын Отечества, умеющий употреблять достояние свое во благо народное …».
  Главное - образование и культура, остальное приложится – вот как рассуждали и представляли перспективу развития своего производства дальновидные купцы. Не при царизме, а уже при Советской власти в 1927 году на руках несли рабочие гроб последнего Прохорова до кладбища. И плакали искренно, дела его добрые вспоминая. А в добротных дореволюционных общежитиях усопшего потомственного дворянина Ивана Николаевича до сих пор люди живут.
  Где вы, нынешние «купцы»-предприниматели? Ау! «Все пройдет, и печаль, и радость»… Устареют ваши иномарки, обветшают особняки, забудутся ваши имена, господа хорошие.
  А вот произведения писателей Юрия Бондарева, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Василия Шукшина, Виктора Потанина и десятков других их товарищей по перу и правде жизни и через сто лет читать и изучать будут.
  … Но настало время, когда экспонатам музея перестало хватать места в старых стенах. По согласованию с главой Кетовского района Сергеем Аркадьевичем Кокориным и отделом образования, при поддержке директора местной школы Тютрина Андрея Федоровича летом 2009 года Каширинский музей переехал в два больших отремонтированных класса. Теперь он – рядом с теми, кому предстоит обустраивать новую Россию, собственно для кого и был предназначен изначально - для детей. Надеюсь, что ребятишки это оценят, и музей станет для всей учащейся молодежи трамплином в мир прекрасного.
  Музею жить и устремляться в будущее, независимо даже от мировых катаклизмов. Уверен, что там, за горизонтом предстоящих лет, ждут его новая уважительная нежность  и внимание.
  В добрый путь!

     Список книги

Президент РФ
Исполнение Указов и Поручений Президента Российской Федерации
Министерство культуры РФ
Правительство Курганской области
Лидеры Зауралья
VII Санкт-Петербургский международный культурный форум
Нормативные правовые акты в Российской Федерации (Министерство юстиции Российской Федерации)
Официальный интернет-портал правовой информации
Персональные данные. Электронные формы заявлений
Банк одаренных детей Курганской области
Единый портал популяризации культурного наследия «Культура.РФ»
Интерактивный портал службы занятости населения Курганской области
Работа в России
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Клуб «Зауральское качество»
Курганская областная общественно-политическая газета Новый мир
Россия - без жестокости к детям
Портал Государственных услуг Курганской области
Книга Памяти Зауралья
Обелиски нашей памяти
Мы за семью без насилия!
X Всероссийский кинофестиваль «СЕМЬЯ РОССИИ»
Национальный библиотечный ресурс
Жить вместе
Зауралье-ONLINE
Лица Зауралья
Народы Зауралья
Региональный кадастр отходов
Российский книжный союз
Ханты-Мансийск – Новогодняя столица 2017-2018 годов
Наполните жизнь счастьем!
Инвестиционный портал Курганской области
VI Санкт-Петербургский международный культурный форум

В начало страницы      
Главная | Отрасль | Новости | Структура | Документы | Интернет приемная | Кадровая политика | Писатели Зауралья | СТД | Хоровое общество | НОК | Открытые данные | Поиск | Контакты
Главный редактор Речкалова Н.В., технический редактор Фeдыk А.В.
©2018 www.kultura.kurganobl.ru, обновлено 21.09.2018 08:21