Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
Начало сайта

Прокопьева Зоя



Прокопьева Зоя Егоровна

  ПРОКОПЬЕВА Зоя Егоровна – уроженка села Белозерское Курганской области. Родилась 15 ноября 1936 года. Прозаик.
  Родители - русские, мать - крестьянка, отец - кузнец. Детство будущей писательницы было полусиротским - с 1938 года семья жила без кормильца. Особенно трудно пришлось в годы войны - реалии этого времени отчасти вошли в повесть «Звереныш», где в судьбе главной героини - Лидки - угадываются подробности биографии самого автора. «Соседи все чаще приходили к Лидкиной матери, кричали: «Это опять, наверно, твой звереныш по огородам шарит?» И дальше: «А Лидка всего только раз, перед концом войны, когда была закрыта на ремонт библиотека, украла стопку книг. Зацапала все книжечки, что лежали на окне. Да и в тех после, перечитав дважды «Войну и мир», «Воскресение», «Мои университеты», подклеила все странички, да и подкинула их на крыльцо к приходу библиотекарши».
  В 1949 году Зоя переезжает в Челябинск. О том, какой она тогда была, можно узнать из повести «Такая длинная ночь», где так же ясно звучат автобиографические мотивы: «Она сидела на фанерном чемоданишке, притулившись спиной к теплому, залатанному старыми дощечками боку кривой сараюшки. На девчонке были белые спортивные тапочки, натертые зубным порошком, и застиранное зеленое платьице с букетом тряпичных цветов у ворота».
  «Университетом» для нее вскоре стал Челябинский металлургический комбинат - в 15 лет ее приняли рассыльной, а всего на ЧМЗ она проработала 18 лет - старшим табельщиком, бригадиром производства на строительстве и ремонте мартеновской печи, художником-оформителем. Среднее образование получала в «вечерке» - школе рабочей молодежи. А образование творческое - в литобъединении «Металлург», которое действовало при ЧМЗ, и откуда в советское время вышло почти 20 членов СП России.
  Первые произведения П. были опубликованы в 1968-м году в сборнике «Первый рассказ» (Челябинск), и в целом были благожелательно встречены местной критикой, поскольку не выходили из привычных (и ожидаемых) рамок «рабочей темы». Позднее, анализируя эти и более поздние произведения, вошедшие в книгу «Розовая птица», критик О. Кожухова писала: «Прокопьева повествует преимущественно о рабочем классе… Но чаще всего это взгляд на человека как бы изнутри. Исходная точка отсчета в отношении к героям - сильное человеческое чувство, любовь к ребенку, к природе». В конце 60-х - начале 70-х Зоя Егоровна активно печатается в журнале «Урал», местных сборниках и альманахах, а в 1971 году вышла первая книга писательницы - сборник рассказов «Лиюшка». Критик Б. Маршалов в отклике на книгу отмечал, что «быт, природа, завод, деревня - все это писательница знает, любит и умеет изобразить». Добавим, что у Прокопьевой было знание и еще одной стихии - водной: «…Так они и плыли: то мимо темного берега, то мимо мелких каменистых островков, поросших пихтами, березами и соснами, исчахлыми на ветру, а то ехали узкими камышистыми протоками и мягко лоснящимися заводями» («Такая длинная ночь»). Эти пейзажи - не только результат «созерцания», но и активного действия: любимыми увлечениями писательницы в эти годы становятся охота, рыбалка, парусный спорт. В 1958-68 годах она - яхтенный капитан 1-го класса по дальним плаваниям, обладательница 1-го спортивно-гоночного разряда.
  В 1973 году Зоя Прокопьева вступает в Союз писателей России и получает направление на Высшие литературные курсы (ВЛК), которые заканчивает в 1975 году. В предисловии к вышедшему в столице сборнику прозы «Белая мель» поэт В. Цыбин отмечал, что «…она обладает самобытным почерком и манерой видения жизни. Главные достоинства ее произведений - это психологизм, умелая передача духовного состояния героев, их переживаний, раздумий, ощущений; их сочный, в меру насыщенный уральским говором, язык, это точная и пластичная «деталировка».
  Вернувшись на родину после ВЛК, Зоя Егоровна возглавляет Бюро пропаганды художественной литературы Челябинской областной писательской организации, деятельность которого распространялась на три области Южного Урала: Челябинскую, Курганскую и Оренбургскую. У нее выходят сборники прозы - в Челябинске и в Москве, которые, в основном, развивают «биографическую» и «рабочую» темы. Книги встречают разноречивые оценки - некоторые критики указывают на увлеченность «палубными романами» (Шапошников В.), другие, напротив, отмечают «строгую доброту» героев П. (Павлов Б.). Но не «критические наставления», а логика развития таланта писательницы, становятся причинами тематических изменений в творчестве П. Фактически работа в малых и средних жанрах были только «пробой сил» перед главным замыслом, который был воплощен в одном из лучших романов советской эпохи - «Своим чередом».
  Первый вариант романа был создан в 1977 году, в тайге, при керосиновой лампе, за два зимних месяца. Впоследствии автор неоднократно переделывала роман, в том числе и по требованию цензуры, но в результате рукопись кочевала 8 лет по столичным издательствам («Современник», «Советский писатель») и журналам («Наш современник», «Роман-газета») и была опубликована лишь в Челябинске. Ни первое, ни второе издание, угодившее на годы «перестройки» и «гласности», большой столичной критики не получили. Лишь Т. Набатникова выступила с несколькими статьями, в которых сразу отметила своеобразие этого произведения: «Роман «Своим чередом» стоит особняком не только среди книг Прокопьевой, но и в текущей литературе этого жанра… Писательница успешно преодолела привычный канон - вместо традиционного патетического героизма мы встречаем здесь героизм трагический. Многие победы в этом романе хочется не столько отпраздновать, сколько оплакать».
  Что же это за победы? Роман - эпическое полотно, повествующее о раскулачивании, индустриализации, предвоенных репрессиях и тыловой жизни в большом промышленном городе в годы великого военного противостояния. В центре повествования кузнец, а впоследствии инженер, организатор производства Нил Краюхин и его «народ» - мужики, бабы, дети из сел Истошное, Хитрово, Глинуши - всего 310 человек. Сначала они оказались в тайге, куда их вывезли валить лес - без жилья, продовольствия, инструмента, а потом «народец» перебросили на строительство тракторного Гиганта - на голое, в буквальном смысле, месте. Т. Набатникова ставит в упрек автору: «Переизбыток драматизма, когда автор заставляет героев очень уж помногу страдать от любви, или от тоски по ушедшим». Действительно, если сравнивать «Своим чередом» с «Вечным зовом» А. Иванова или «Строговыми» Г. Маркова, мы отметим в романе не только отсутствие какой бы то ни было «лакировки», но и совершенно иную «точку видения», на которую становится автор. «Переизбыток драматизма» в данном случае не более, чем художественная правда о правде исторической. В целом же роман, если его сравнивать с «Котлованом» А. Платонова, напротив, можно назвать жизнеутверждающим и жизнепобеждающим. Сила жизни, соединенная с силой любви и силой рода, народа (в романе есть историческая параллель с далеким «скифским» прошлым), умноженная на силу веры (в атеистическое советское время Зоя Егоровна создала замечательный образ священника, отца Сидора) способна воистину творить чудеса. Роман трудно назвать реалистическим произведением - в нем причудливо переплелись и традиции бажовских сказов (и русских сказок вообще), и элементы «индустриального романа», и мотивы, присущие прозе «деревенщиков». Но при такой разноплановости и широте «Своим чередом», тем не менее, оставляет ощущение цельности. Не случайно, что к этому произведению всё чаще и чаще обращаются современные прозаики.
  В последние годы Прокопьева Зоя Егоровна, по ее собственному признанию, «наблюдает за процессом выживания русского народа». Собранный материал для романа о Николае Вавилове пока тоже остался невоплощенным - силы писательницы тоже уходят на выживание - сбор грибов, выращивание редких лекарственных растений. Как ни странно, но своей судьбой она отчасти повторила судьбы героев своего главного романа: «Иногда ему станет казаться, что он не живет, а как будто плывет всё одиноче и одиноче по реке времени… А жизнь между тем, то размашистая, то унылая, пойдет своим чередом».
  Ныне Зоя Егоровна Прокопьева проживает в городе Челябинске.

  Использованы материалы статьи  Лидии Сычевой в «Словаре русских писателей ХХ века в 3-х томах, «Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2005

Список изданного



  Лиюшка: рассказы.
  Челябинск, 1971;






Такая длинная ночь:
проза,
Челябинск, 1973;

Розовая птица:
повести, рассказы
/ Вст. статья Кожухо
вой О. М., 1974;

Белая мель: повести.
/ Предисловие Цыби
на В. М., 1976;



  Таловая сторона: повести.
  Челябинск, 1977;









  Ведьмин круг: повести и рассказы,
 Москва, 1985;










  Своим чередом: роман.
  Челябинск, 1986.









     Книги

Президент РФ
Исполнение Указов и Поручений Президента Российской Федерации
Министерство культуры РФ
Правительство Курганской области
Лидеры Зауралья
Нормативные правовые акты в Российской Федерации (Министерство юстиции Российской Федерации)
Официальный интернет-портал правовой информации
Персональные данные. Электронные формы заявлений
Банк одаренных детей Курганской области
Единый портал популяризации культурного наследия «Культура.РФ»
Интерактивный портал службы занятости населения Курганской области
Работа в России
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Клуб «Зауральское качество»
Курганская областная общественно-политическая газета Новый мир
Россия - без жестокости к детям
Портал Государственных услуг Курганской области
Книга Памяти Зауралья
Обелиски нашей памяти
Мы за семью без насилия!
X Всероссийский кинофестиваль «СЕМЬЯ РОССИИ»
Национальный библиотечный ресурс
Жить вместе
Зауралье-ONLINE
Лица Зауралья
Народы Зауралья
Региональный кадастр отходов
Российский книжный союз
Ханты-Мансийск – Новогодняя столица 2017-2018 годов
Наполните жизнь счастьем!
Инвестиционный портал Курганской области
VI Санкт-Петербургский международный культурный форум

В начало страницы      
Главная | Отрасль | Новости | Структура | Документы | Интернет приемная | Кадровая политика | Писатели Зауралья | СТД | Хоровое общество | НОК | Открытые данные | Поиск | Контакты
Главный редактор Речкалова Н.В., технический редактор Фeдыk А.В.
©2018 www.kultura.kurganobl.ru, обновлено 19.06.2018 15:14